Поделись новостью с друзьям!

В российскую столицу приехали художники со всего мира

С 8 июня по 31 июля в столице пройдет шестая Московская международная биеннале молодого искусства. Свои работы представят более 50 молодых художников со всего мира — победители открытого конкурса. Возраст участников и кураторов — до 35 лет включительно.

Автор: Vasilis Papageorgeou.

Единственная в мире биеннале, участие в которой принимают только молодые художники, охватит сразу несколько площадок: деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне, Московский музей современного искусства (ММОМА), Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО», музей AZ и специальную площадку в ЦУМе. Общее пространство проектов биеннале по размеру сопоставимо с Красной Площадью. В программе 5 блоков: основной проект, стратегические проекты, специальные проекты, параллельная и образовательная программы. Всего за полтора месяца пройдет 55 событий.

— Задача биеннале — показать актуальные работы талантливых молодых художников. Ведь среди них есть те, кто через 20-30 лет станет известен на весь мир, чьи работы украсят коллекции лучших музеев, — говорит комиссар биеннале Екатерина Кибовская. — Мы часто не осознаем, что многие признанные произведения искусства были созданы молодыми. Верещагин написал «Апофеоз войны» в 29 лет, Пикассо «Девочку на шаре» — в 24, Дюшан шокировал мир «Фонтаном» в 30.

Основным проектом биеннале станет выставка «Абракадабра». Из 1 500 заявок куратор проекта Лукреция Калабро Висконти (Италия) выбрала 58 работ и объединила их общей темой, отсылающей одновременно к древнему магическому заклинанию и к хиту советских дискотек — песне «Абракадабра» Стива Миллера.

— Открытый конкурс этой биеннале дал мне уникальную возможность исследовать практики молодых художников со всего мира. Сам процесс выбора художников для проекта «Абракадабра» был очень увлекательным, — говорит Лукреция Калабро Висконти. — «Абракадабра» несет в себе множество смыслов, это одно из самых универсальных слов, одинаково звучащее на многих языках. История советских дискотек, где играла «Абракадабра» Стива Миллера, и эзотерических практик стали отправной точкой для повествования, затрагивающего самые разные темы: забастовки, обмена веществ, ипохондрии, внимания, близости, сна, недосказанности.

«Абракадабра» пройдет в квартале «Рассвет» на Красной Пресне. «Рассвет» отличает уникальная творческая атмосфера, которую создают старая архитектура вкупе с современными дизайнерскими решениями. Комплекс объединяет бывшие здания мебельной фабрики «Мюръ и Мерилизъ», поставлявшей товары для императорского двора. Сейчас эти строения реконструируются с применением передовых инженерных технологий и бережным сохранением архитектурного облика.

После осмотра основного проекта стоит заглянуть на выставку «Спасибо, пожалуйста, извини» в Государственном центре современного искусства в составе «РОСИЗО». «Спасибо, пожалуйста, извини — это три «волшебных слова» — говорит куратор выставки Женя Чайка. Она предложила собственное видение темы: дом, обычный дом с его проблемами, разговорами, шорохами и бытом. Игра с эмоциями. Экспозиция воссоздает пространство дома, в котором, как и в любом доме есть спальня, гостиная, кухня, коридор, чердак. Двигаясь по кругу, зритель должен самостоятельно определить место старта, полагаясь на собственные ощущения и интуицию.

Следуя логике дома, поднимется на второй этаж, условный второй ярус кровати, где можно буквально читать сны. На выставке зрителю предлагается прочитать чужие сны и написать собственные, предложив их к прочтению. Все в экспозиции предполагает самостоятельные действия посетителя: даже экспликации существуют в формате Print-on-demand — печати по требованию; зритель прочтет текст-объяснение, только если он ему действительно нужен.

Екатерина Кибовская.

Выставка с интригующим названием «Идеальный возраст» посвящена кризисному переживанию возраста в современном мире и осмыслению этого феномена в российском искусстве XX-XXI веков. Она состоит из двух самодостаточных и при этом взаимодополняющих частей, которые представлены на разных площадках – в образовательном центре MMOMA и в Музее AZ.

В MMOMA основу экспозиции, структурно обыгрывающей классический топос «трех возрастов», составят работы из коллекции музея, а также проекты некоторых приглашенных художников молодого поколения. Будут затронуты как более общие социально-психологические сюжеты: культ молодости, индустрия красоты, фрустрация взросления и старения, эйджизм, так и возрастные аспекты художественного творчества, формат «молодого искусства».

В свою очередь, для Музея AZ будут созданы три инсталляции, которые разместятся в неожиданных, секретных, зонах: во внутреннем дворике и на заднем фасаде музейного здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности».

Из параллельной программы биеннале выделяется персональная выставка Александра Щуренкова «Цугцванг» во Fragment Gallery. Художественная практика автора основывается на исследовании психологических процессов, связанных с самопознанием, самоопределением, самоосмыслением и в конечном итоге самоидентификацией личности. Художника интересует прежде всего зависимость данных процессов от широкого спектра ловушек бытия, противоречивую сущность которых, взаимодействие со зрением, знанием, временем, фиксированием информации, ее забыванием, а также подсознательным изменением, он раскрывает в своих работах.

Основным материалом для Щуренкова становятся бытовые объекты, предметы и явления повседневной жизни, которые являются знаками, зафиксировавшими изменение бытия, делающие отсутствующее присутствующим, то есть относящиеся одновременно к прошлому, настоящему и будущему.

Лукреция Висконти. Фото: Николай Зверков.

Экспозиция выставки отталкивается от эволюции понимания памяти как философской категории — от ее платоновского восприятия как физического «отпечатка на воске», до интерпретации памяти как следа, обозначающего, согласно Жаку Деррида, «первоначальное прослеживание и стирание». Следы указывают на то, что было — по Мартину Хайдеггеру, они принадлежат к категории, которую он называет «Das Dagewesene», то есть «больше не существующее бытие», которое «не прошло, но было здесь». Следы также являются знаками, которые без всякого намерения стали таковыми, Марк Блок называет их «невольными свидетелями».

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник