Поделись новостью с друзьям!

Коллеги и друзья вспоминают актера

Ректор Театрального училища им. Б.Щукина, актер Евгений Князев пригласил Зиновия Высоковского преподавать в родной вуз. О том, почему это сделал, он и рассказал «МК».

фото: Геннадий Черкасов

— Во-первых, Зиновий Высоковский — наш выпускник. Во-вторых, он замечательный наш выпускник. А в-третьих, он оказался замечательным педагогом. Эти три качества и определили то, что мы его пригласили в институт. Мне кажется, что люди образованные и умные, имеющие вкус, и должны преподавать. В сознании многих людей Зиновий Высоковский так остался паном Зюзей из знаменитой юмористической программы «Кабачок «13 стульев», ассоциировался с образом легкомысленного человека, но у него была интересная биография, которая меня потрясла. Зиновий Высоковский поступил в театральное училище, будучи взрослым человеком, окончив Институт радиотехники с космическим уклоном. У него было сильное желание стать актером, и он был одаренным человеком. Мы с ним много говорили об этом. Он сокрушался, что не сыграл своих основных ролей в театре. Я вспоминаю, как он стоял на лестнице нашего училища, придя заранее на занятия. Как он мечтал, чтобы его студенты стали замечательными актерами, чтобы у них все в жизни сложилось. Какое счастье, что этот человек пришел к нам и мог своим опытом поделиться с молодыми ребятами. А мне он стал родным человеком, поскольку жил до последних дней в том доме на Большой Никитской (тогда улица Герцена), где жил Вольф Мессинг, роль которого я сыграл. Зиновий Моисеевич рассказывал, как сидел на лавочке у подъезда с Вольфом Григорьевичем: «Правда ли то, что про вас рассказывают, что у вас получались такие необыкновенные вещи?» — спросил я у Мессинга. А он в ответ спросил: «Ты веришь в это?» «Верю!» — ответил я. «Значит, так и было. А если бы ты сказал, что не веришь, значит, так не было», — сказал мне Мессинг». От себя добавлю, что именно так я и думал, хотя вопрос остается открытым.

Вечная память Зиновию Высоковскому. В училище, где он преподавал несколько лет, о нем помнят.

Михаил Швыдкой:

— Зиновий Высоковский, безусловно, был звездой советского телевидения и эстрады, хотя тогда слово «звезда» употреблялось разве что при вручении звания Героя Советского Союза. Он был действительно звездой, его узнавали на улицах, прежде всего благодаря телевизионному «Кабачку «13 стульев», и его пан Зюзя был предметом не только пересказов, но и анекдотов — это свидетельствует о том, что Высоковский стал частью народного фольклора. Так же, как и его миниатюра «Люлёк» стала частью национальной жизни.

Таких успехов даже самые знаменитые актеры добивались крайне редко. При этом он был верен театру, где работал. Хотя я его впервые увидел в Московском театре миниатюр, Высоковский играл в компании замечательных своих коллег (а там когда-то работали и Владимир Высоцкий, и Марк Захаров). Но, конечно же, свою театральную пристань Зиновий Моисеевич нашел в Театре сатиры, где играл в самых разных спектаклях у Валентина Плучека. И, честно говоря, пользовался своим талантом характерного актера крайне выразительно и бесконечно убедительно.

Одной из самых замечательных его ролей была роль Аптекаря в «Интервенции» со знаменитой фразой: «Ну что, мальчики, начитались Феню-Моню Купера?» Он работал в блестящем созвездии великих талантов, но не растворялся в этом великолепном коллективе индивидуальностей — от Папанова до Миронова, и его место в этом ансамбле было незаменимым.

Высоковский был, как и все актеры, занимающиеся эстрадой, человеком достаточно грустным, может быть, в чем-то в себе не уверенным до конца. И его эстрадная победительность была результатом колоссальной внутренней работы. Он был образованным, тонким, нежным отцом и дедом. Словом, в нем были все добродетели, о которых можно было говорить всерьез. Но когда он выходил на сцену, то становился бесстрашен. Вот именно победителен. Он знал, что сказать публике, чтобы она поверила в его уникальный дар актера — актера, работающего в очень трудном сатирическом жанре.

Тогда не шутили так часто, как сегодня. Это сегодня каждый день нас веселят на всех каналах. В советские времена артист, выходящий на эстраду, работал как минер на фронте, потому что ошибиться можно было только один раз — и ты мог лишиться всего на свете. Но Высоковский, похоже, интуитивно чувствовал, где находится эта грань, не переступал ее, но от этого был не менее любим.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: